Моя Москва

Улица как выставка. Ищем на Тверской орнаменты Ивана Билибина, львов и розы

Рассматриваем фасады шести зданий, построенных в XVIII–XIX веках, менявших облик, назначение и даже местоположение.

Почему бы не посмотреть на фасады домов как на экспонаты выставки под открытым небом? Прогулка по центральным улицам города легко может превратиться в культурный поход, если вы наблюдательны и вооружены минимальными знаниями об истории зданий и их архитектурных особенностях.

Пассаж Постниковой: атланты

Тверская улица, дом 5/6

В здании, где сегодня располагается Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой, в конце XIX века раздавались не аплодисменты и музыка, а голоса приказчиков и покупателей. Здесь был торговый пассаж Лидии Постниковой.

В 1886 году он был перестроен из городской усадьбы XVIII века по проекту архитектора Семена Эйбушица. Дом вырос до трех этажей, а на месте парадного двора возвели новое здание — в обходных галереях были стеклянные перекрытия, сделанные по системе Владимира Шухова. В 1889 году на первом этаже появились витринные окна.

Большого успеха пассаж Постниковой не имел. Удаленность от главной торговой артерии города того времени, Кузнецкого моста, а также отсутствие сквозных галерей, выходящих на соседние улицы, создавали неудобство для покупателей. Торговля шла не бойко. Не приносили дохода и расположенные в здании меблированные комнаты и синематограф.

В 1909 году Постникова продала пассаж купцу первой гильдии Гонцову и крестьянину Силуанову. К 1911-му единственным владельцем остался Гонцов. Ему удалось изменить ситуацию — он увеличил число магазинов, а на верхних этажах открыл гостиницу. После революции в здании размещался Высший совет народного хозяйства РСФСР. В 1929 году началась театральная эпоха — сначала здесь временно располагался Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, а Театр имени М.Н. Ермоловой начал свою работу в 1946-м.

Здание Моссовета (дом Голицына): здание, которое много двигалось

Тверская улица, дом 13

Здание в стиле классицизм, в котором сегодня расположена Мэрия Москвы, было построено в 1782 году, предположительно, по проекту архитектора Матвея Казакова. До революции оно служило резиденцией московских генерал-губернаторов, а после здесь находился Моссовет.

Изначально усадьба принадлежала графу Захарию Чернышеву и была трехэтажной. После смерти владельца в 1785 году она была выкуплена у наследников в счет городской казны и получила название «Тверской казенный дом, занимаемый генерал-губернатором». После пожара 1812 года дом уцелел, но пострадал от действий солдат Наполеона. В 1823-м его повредил еще один пожар, и восстанавление заняло два года.

В конце XIX века дом стал одним из культурных центров столицы благодаря генерал-губернатору Владимиру Долгорукову, который часто устраивал там балы. По легенде, на один из таких званых вечеров проник мошенник Павел Шпейер. Втеревшись в доверие к Долгорукову, он попросил позволить ему провести небольшую экскурсию по зданию для знакомого иностранца. На следующий день он привел в усадьбу английского дворянина, который… купил ее у Шпейера. Сопровождавший визитеров дежурный ничего не понял, так как не владел английским языком.

После революции здание дважды меняло облик и один раз — местоположение. В 1929–1930 годах с тыльной стороны к нему пристроили шестиэтажный корпус в стиле конструктивизм по проекту Ивана Фомина. В 1937 году, после расширения Тверской, выяснилось, что здание вышло за красную линию улицы на 13,65 метра. Было решено перенести его, сохранив исторический облик. Перенос состоялся 16 сентября 1939-го и занял рекордно короткий срок — 20-тонную постройку переместили всего за 41 минуту.

К 1945 году когда-то величественное здание оказалось в окружении более высоких домов, поэтому было решено надстроить два этажа. Проектом занимался архитектор Дмитрий Чечулин. На фасаде тогда появились пилястры коринфского ордера, а на верхнем ярусе — восьмиколонный портик, на фризе которого сегодня размещен герб Москвы.

Английский клуб: львы, которых видел Пушкин

Улица Тверская, дом 21, строение 1

Двигаясь вниз по той же стороне улицы, можно увидеть усадьбу в стиле классицизм, сохранившуюся до наших дней практически в неизменном виде, а также каменных львов на ее ограде, которые упоминаются в романе «Евгений Онегин». Сегодня усадьбу занимает Государственный центральный музей современной истории России. До революции здесь находился московский Английский клуб — один из первых джентльменских клубов России.

Клуб возник еще в конце XVIII века, но получил постоянный адрес только в 1831 году, разместившись во дворце Разумовских на Тверской. Сюда было очень сложно попасть: в клуб входили представители дворянства и власти. Членство имели и Пушкины, в том числе Александр Сергеевич.

Усадьба симметрична, а парадный двор скругленной формы образуют боковые флигели. Центр фасада украшает восьмиколонный дорический портик, который опирается на высокий цоколь с арками. Над окнами расположены барельефы в виде львиных голов.

Доходный дом товарищества «А. Бахрушина сыновья»: розы и гиппеаструмы

Улица Тверская, дом 12, строение 1

Пятиэтажный дом в стиле модерн был построен в 1900–1901 годах известным архитектором Карлом Гиппиусом. Этот мастер эклектики и модерна превратил доходный дом в произведение искусства — рассматривать его фасад можно долго.

Боковые части симметричного здания выделяются эркерами на уровне третьего и четвертого этажей. Их подпирают колонны, капители которых украшают женские маски с развевающимися волосами. Похожие маски можно найти на опорных частях балкона, который тянется через весь четвертый этаж. Решетки балкона украшены характерными для модерна изогнутыми линиями и прихотливыми цветами. На оконных проемах четвертого этажа вьются барельефы в виде роз, а на чугунных решетках самых высоких балкончиков можно разглядеть цветы гиппеаструма — растения рода амариллисовых.

До революции первые два этажа дома занимали магазины. Среди них были обувной, книжный, булочная и магазин патефонов и фонографов братьев Пате. Также там находилась фотостудия «Отто Ренар».

Конторский дом И.Д. Сытина: цветы и золото

Улица Тверская, дом 18б

Фасад этого здания тоже надолго приковывает взгляд. В первую очередь благодаря декору, созданному по эскизам художника Ивана Билибина. Между вторым и третьим этажами тянется через весь дом мозаичный орнамент — красные и синие цветы на золотом фоне. Этот цвет рифмуется с золотистой плиткой, обрамляющей круглые окна на четвертом этаже и пространство над маскаронами в виде девичьих голов с развевающимися волосами. Также фасад украшен барельефами в виде роз, маков и васильков, а балкончики — решетками с растительным орнаментом.

Так этот дом выглядел не всегда. До 1904 года, когда его выкупил книгоиздатель и просветитель Иван Сытин, это был двухэтажный особняк в стиле ампир. В течение следующих двух лет здание было полностью перестроено по проекту архитектора Адольфа Эрихсона и инженера Владимира Шухова. Особняк достроили до четырех этажей, в центре разметили мезонин, окна расширили. На первом этаже открылся книжный магазин, два других этажа оборудовали под конторские помещения, которые заняла редакция газеты «Русское слово». А на верхнем этаже жила большая семья Сытина.

Елисеевский магазин: кадуцей и ангелы

Тверская улица, дом 14

В конце 1880-х годов для Екатерины Козицкой, вдовы статс-секретаря Екатерины II, был построен дворец по проекту Матвея Казакова. Фасад особняка был скромным, его украшал лишь портик с шестью колоннами. Вся роскошь скрывалась внутри — интерьеры были настолько богаты, что после пожара 1812 года преподаватели и студенты Московского университета отказались туда переезжать. Ректор Иван Гейм писал, что в этом доме «жить никак не можно, чтоб не испортить штучных полов и штофных обоев, огромных дорогих трюмо и прочее».

В 1824 году сюда переехала Зинаида Волконская, внучка Козицкой. Она украсила его фресками и дорогими картинами, устраивала здесь литературно-музыкальные вечера, на которых бывали Александр Пушкин, Федор Тютчев, Иван Тургенев и многие другие.

В 1874 году фасад дома изменился. В частности, с него исчез классический портик. Глобальные изменения произошли позже, после того как в 1898 году здание купил петербургский купец Григорий Елисеев для открытия в нем магазина. Под руководством Гавриила Барановского проезд для карет переделали в главный вход, а комнаты первых двух этажей — в торговые залы с огромными люстрами. На фасаде расцвела модная тогда эклектическая лепнина: на центральной части карниза появились фигуры то ли Афин, то ли ангелов с копьями, выше них расположился жезл бога торговли Гермеса — кадуцей.

В советское время магазин был переименован в гастроном № 1, но покупатели продолжали называть его Елисеевским. В 1935 году в одной из квартир дома жил писатель Николай Островский. Сегодня там находится Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского.

 

⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️


Улица как выставка. Ищем на Мясницкой след Ле Корбюзье, львов и пагоду

Изучаем четыре разных архитектурных стиля, прогуливаясь по одной улице.

Мясницкая улица тянется от Лубянской площади до Садово-Спасской улицы, пересекая Бульварное кольцо. Название она получила в XVII веке — здесь находилось много мясных лавок и домов мясников. До этого одна ее часть называлась Евпловкой, в честь церкви Архидиакона Евпла, а другая — Фроловкой, в честь церкви Святых Фрола и Лавра. После революции улицу переименовали в Первомайскую, с 1935 года она носила имя Сергея Кирова. Историческое название вернулось к Мясницкой в 1990 году.

При Петре I на Мясницкой селились дворяне, в XIX веке их сменили купцы и фабриканты. В 1870-х годах здесь пустили конку и провели уличное освещение — газовые фонари Мясницкая улица получила одной из первых в Москве. Как и все старые московские улицы, она хранит множество историй. Предлагаем познакомиться с несколькими из них.

Чайный магазин Перлова: московское шинуазри

Первое здание, на которое обращаешь внимание, гуляя по Мясницкой, — волшебный дом в китайском стиле. Он был построен 1890 году по заказу московского чайного магната Сергея Перлова и первые пять лет своего существования выглядел совсем не так примечательно. Сначала это был обычный трехэтажный дом в стиле позднего ренессанса, построенный по проекту Романа Клейна. На первом этаже Перлов открыл магазин чая, а на двух других проживал сам с семьей и сдавал комнаты. В 1895 году на коронацию Николая II должен был приехать чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. В честь этого события и в надежде на заключение договора на новые поставки чая Перлов решил переделать дом в восточном стиле, или шинуазри (от французского la chinoiserie, дословно — «китайщина»). Вместе с архитектором Карлом Гиппиусом они разработали новый проект: фасад дома украсили выносные кровельки из черепицы, крышу увенчала двуступенчатая пагода с колокольчиками. Перлов был знатоком китайской культуры, Гиппиус посещал Китай, поэтому все детали декора были тщательно выверены. Вход выполнен из фиолетового мрамора, портал над ним украсило рельефное панно с павлином. Керамические плитки и скульптурные детали, такие как драконы, были выполнены на заказ китайскими мастерами. Посол так и не посетил это чудное здание, однако польза от изменений была — новый вид чайного магазина стал привлекать больше клиентов. За излюбленным напитком москвичей приходили представители аристократии и купечества. Именно здесь впервые в Москве стали продавать чай в жестяных банках, а для почетных клиентов — в хрустальных шкатулках.

Доходный дом И.Е. Кузнецова: лев и девы

Неподалеку от магазина Перлова расположен дом со львом — так еще называют доходный дом Ивана Кузнецова. Скульптура льва, держащего герб с цветком, стоит на постаменте в центральной арке. Купец Иван Кузнецов, торговавший фарфором, хрусталем и стеклянной посудой, приобрел этот участок на Мясницкой в 1907 году. Дом по его заказу был построен в 1908–1910 годах. Над проектом здания работали архитекторы Борис Великовский, инженеры Алексей Милюков и братья Веснины. Доходный дом решен в стиле неоклассицизма с элементами модного тогда модерна. Над глубокой центральной аркой размещен ионический портик с пилястрами (плоский вертикальный выступ стены, похожий на колонну), по бокам от которого расположены полукруглые эркеры. Фасад украшен скульптурным фризом (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы) с изображением фигур древнегреческих дев в хитонах. Северный фасад здания украшает скульптурная фигура Меркурия — изображение бога торговли напоминает о роде занятий первого владельца дома. Помимо жилой части, в доме располагались торговые помещения, а также конторы. Здесь можно было, в частности, купить резиновые сапоги, галоши и другие резиновые изделия известной дореволюционной фабрики «Богатырь». Среди людей, живших в доме в советское время, был поэт Ярослав Смеляков. Одно из написанных им стихотворений вы точно знаете, даже если его имя кажется незнакомым. Отрывок из него читает Александр Демьяненко в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (новелла «Наваждение»):

Недалеко от станции метро «Лубянка» за чугунным забором раскинулась лазурного цвета усадьба в стиле рококо. Это дом Черткова, или усадьба Салтыковых — Чертковых. Его украшают фигуры атлантов, которые подпирают выступы с карнизами. Главный вход акцентирован широким балконом с балюстрадой (ограждение в виде ряда фигурных столбиков), которая также обрамляет и крышу. Закругленные высокие окна второго этажа расположены близко друг к другу и перемежаются пилястрами, что придает зданию ощущение воздушности.

Усадьба Черткова: воздушное рококо

В XVI веке здесь располагались деревянные палаты князей Волынских. В XVIII веке участок купил смоленский губернатор и сенатор Алексей Долгорукий, а после него владельцами усадьбы стала семья Салтыковых. Именно при них здание перестроили под руководством архитектора Семена Карина. Главный корпус оформили в стиле рококо, возвели хозяйственные постройки, которые позже перестроили в боковые корпуса. Усадьба чудом не пострадала во время пожара 1812 года; по легенде, здесь ночевал Наполеон. В 1831 году здание выкупил отставной полковник Александр Чертков, который сделал усадьбу одним из культурных центров Москвы. Его библиотеку посещали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский и многие другие. А в 1863 году сын Черткова Григорий открыл в одном из флигелей общественный читальный зал, который часто посещал Лев Толстой во время работы над романом «Война и мир». Этот читальный зал был первой в стране бесплатной частной библиотекой. После революции в здании располагался Дом инженеров. Облик усадьбы знаком не только москвичам и туристам, но и любителям советского кинематографа: в ней снимали фильмы «Возвращение Максима» и «Семнадцать мгновений весны».

Здание бывшего Центросоюза: шедевр Ле Корбюзье

Этот необычный дом тоже появляется во многих советских фильмах. Среди них — «Весна», «Застава Ильича» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». А его слава простирается далеко за пределы Москвы: это единственное в России здание, созданное по проекту известного архитектора и пионера модернизма Ле Корбюзье. В 1928 году французский архитектор выиграл в трехэтапном конкурсе на лучший проект здания Центрального союза потребительского общества, обойдя братьев Весниных, Ивана Леонидова и других известных архитекторов конструктивизма. Дом, построенный по его проекту, стал первым в мире крупным офисным комплексом с полностью застекленными фасадами и открытыми внутренними пространствами. Помимо просторного помещения на две тысячи рабочих мест, в доме имелись столовая, библиотека, гимнастический зал.

В проекте архитектор воплотил свои знаменитые пять принципов современной архитектуры, такие как свободные фасад и планировка, ленточное остекление, плоская крыша для сада и столбы-опоры. Последнее было особенно важным, по мнению Ле Корбюзье, для циркуляции машин под зданием, поэтому один из корпусов установлен на пилонах.

⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️

Улица как выставка. Охотимся за львами и единорогом на Никольской

Четыре здания, история которых так же интересна, как и их замысловатые фасады.

Никольская — одна из старейших улиц столицы. Она начинается от Красной площади и заканчивается на Лубянской. Московская торговля традиционно была сосредоточена в районе Китай-города, и Никольская улица была одним из ее центров. Земля здесь стоила дорого, зато гарантировала владельцу хороший доход.В XVIII веке на Никольской находились кофейни, популярные у приезжих купцов. Гости пили кофе, обменивались новостями и читали газеты. Кстати, первую газету в России напечатали именно на этой улице. Чем еще она известна и мимо каких зданий нельзя проходить мимо, не рассмотрев их во всех деталях.

Аптека Феррейна: богини здоровья и средневековый замок

Никольская улица, дом 21

Одно из самых красивых и необычных зданий на Никольской — знаменитая аптека Феррейна. В 1890-е ее построил зодчий Адольф Эрихсон по заказу Владимира Феррейна, унаследовавшего фармацевтическое дело от отца Карла Феррейна. Владимир Карлович был талантливым бизнесменом. Лекарства в его аптеке готовились по особой технологии, работников Феррейн поощрял премиями по специальной системе, а еще прибегал к самым смелым рекламным ходам. Например, чтобы продвигать лекарства на медвежьем жире, предприниматель приобрел живого медведя, которого каждый день по его приказу водили на водопой к Никольскому фонтану на Лубянской площади. В конце XIX века аптека Феррейна была самой большой в Европе. Роскошное четырехэтажное здание встречало посетителей хрустальными люстрами, высокими потолками с лепниной и прилавками из красного дерева. На второй этаж, где располагался рецептурный отдел, вела великолепная мраморная лестница. Десятки фармацевтов готовили в специальном помещении с вытяжкой разнообразные порошки, мази и растворы. Третий этаж занимала столовая для сотрудников, а четвертый — отдел хранения лекарственного сырья и прочие специализированные помещения. Эту и другие аптекарские лавки Товарищества В.К. Феррейна снабжали две плантации лекарственных растений. Одна из них располагалась в Крыму, а вторая была гораздо ближе — в Бутове, в семейной усадьбе Феррейнов.

У аптеки Феррейна очень необычная архитектура. Фасад, который выходит на Никольскую, выполнен в стиле неоренессанс: просторные окна, высокие колонны, украшенные статуями богини здоровья Гигиеи. Фасад с обратной стороны стилизован под средневековый замок с башней, на которой раньше располагались часы, установленные Владимиром Феррейном для удобства москвичей. В советское время в здании располагалась аптека № 1.

Никольские торговые ряды: львы Кекушева

Никольская улица, дом 5/1, строение 3

Строить торговые ряды на Никольской начали в 1899 году, когда участок взяло в аренду Петербургское общество страхования. Изначально проект поручили архитектору Александру Латкову, но вскоре его сменил знаменитый мастер модерна Лев Кекушев. Помогал ему другой представитель этого направления, Сергей Шуцман.Архитекторы постарались зарифмовать центральный купол здания с башней колокольни Заиконоспасского монастыря, расположенного неподалеку. Торговые ряды обладают яркими чертами модерна: плавные линии, лепные маскароны (горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа. — Прим. mos.ru) и маленькие колонны. Окна на каждом этаже имеют свою форму и отличаются по размеру. Внизу это огромные окна-витрины с дубовыми рамами, вверху — более скромные, но изящные проемы. В соответствии с канонами стиля строение не совсем симметрично (ближе к Красной площади расположен вход с единственным во всем здании балконом над ним). Не обошлось и без фирменных знаков Льва Кекушева, которые он размещал на всех своих творениях. Маски в виде львиных морд можно рассмотреть под верхним карнизом здания.

Уже через четыре года Никольские, или, как их еще называли, Иверские, торговые ряды начали работу. Арендовать здесь помещение могли себе позволить только очень состоятельные предприниматели. У каждого из восьми магазинов был собственный вход с Никольской, внутри располагались галереи, которые соединяли магазины.

«Славянский базар» 

Никольская улица, дом 17, строения 1, 2

Фото Е. Самарина. Mos.ru

У этого участка богатая история, которая берет начало в XVI веке: он в разное время принадлежал купцам, графам и предпринимателям. Здесь находились палаты, лавки и даже хоромы дипломатических посланников. Но, пожалуй, самый яркий период начался в 1870-х, когда здесь появилась гостиница «Славянский базар».

В то время на этом месте находилась усадьба, принадлежавшая Синодальной типографии. Ее арендовал Александр Пороховщиков — предприниматель, издатель и меценат. Он и придумал перестроить обветшалое здание и превратить его в современный гостинично-развлекательный комплекс с номерами, торговыми помещениями и концертно-лекционным залом. За проект взялся архитектор Роберт Гедике. В двухэтажной усадьбе появился еще один этаж и мансарда, а во внутреннем дворе — полукруглое помещение, которое изначально использовали под торговлю. Окончание строительства было приурочено к открытию Политехнической выставки 1872 года.

В 1873 году в комплексе появилась еще одна точка притяжения: австрийский архитектор Август Вебер переделал трехэтажную торговую площадку в просторный ресторан с высокой стеклянной крышей. «Славянский базар» славился поздними завтраками — их особенно ценили купцы, любившие завершать биржевые сделки за деловыми ланчами. Бывали здесь и деятели искусства: знатоки истории театра осведомлены, что именно здесь Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский придумали Московский художественный театр.В 1875 году архитекторы Андрей Гун и Павел Кудрявцев сделали в гостинице зал «Русская беседа», предназначенный для публичных лекции и собраний. Помещение оформили в стиле русского узорочья, украсили деревянной резьбой и изразцами. Зал стал центром общественной жизни Москвы, где выступали известные ученые и музыканты.В советское время здесь располагались Московский театр оперетты, Театр юного зрителя, Театр комедии и другие. Сегодня в главном здании комплекса разместился Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.

Московский печатный двор: лев и единорог

Никольская улица, дом 15, строение 1

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Московский печатный двор — это первая в России типография, созданная еще при Иване Грозном. Первая датированная книга вышла из-под станка Печатного двора 1 марта 1564 года. Ее издателем стал Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского. Первые же книги, не имевшие выходных данных, были напечатаны здесь еще в 1550-е. Первая газета, положившая начало русской периодической печати, вышла здесь же полтора века спустя, в 1703 году, по указу Петра I. В 1722-м типографию передали Святейшему синоду, и вплоть до 1917 года тут находилась Московская синодальная типография, одна из самых передовых в стране.

В начале XIX века Печатный двор пришлось разобрать из-за ветхости. Проект нового здания создал Иван Мироновский. Он выбрал модный в то время псевдоготический стиль. Фасад украсили солнечные часы, стрельчатые готические окна и башенки, витые колонны с замысловатым орнаментом, на фронтон был помещен двуглавый орел. С ворот предыдущего здания на фасад перенесли льва и единорога — геральдические символы власти.

Чтобы рассмотреть самую древнюю часть комплекса, так называемый теремок, нужно войти во двор. Подземный этаж здания относится к концу XV века, то есть в его основе лежит древнейшее гражданское строение Москвы.После революции Синодальную типографию закрыли, затем там размещались архивные учреждения, а сейчас находится корпус Российского государственного гуманитарного университета.

⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️⚜️

Улица как выставка. Где на Знаменке жил Стендаль и слушал оперу Пушкин

Четыре дома, история которых увлекает так же, как их замысловатые фасады.

Одна из самых старинных улиц Москвы, Знаменка существует с XV века. Свое название она получила в XVI столетии в честь церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая до наших дней не сохранилась. В 1918 году Знаменку переименовали в Краснознаменную улицу, с 1925 года она носила имя военачальника Михаила Фрунзе. Историческое название вернулось к улице только в 1990 году. 

Поначалу на Знаменке селились посадские торговые и ремесленные люди. Во времена Ивана Грозного здесь начали селиться высшие придворные чины. В XVII веке к улице примыкали дворы бояр Ивана Шуйского и Ивана Хованского, князя Ивана Долгорукова и других знатных людей, а в годы правления Петра I на Знаменке жили его сподвижники Никита Зотов и Афанасий Вяземский. 

Усадьба Апраксиных — Бутурлиных: от барокко до классицизма

Улица Знаменка, дом 12/2, строение 3 (главный дом); Крестовоздвиженский переулок, дом 2, строение 2 (флигель) 

Усадьба, в здании которой сегодня располагается Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, изначально была построена в стиле барокко. В начале XVIII века ее возвели для военачальника Петра Апраксина по проекту неизвестного иностранного архитектора.

В 1761 году усадьба перешла графу Роману Воронцову. При нем часть помещений арендовала театральная оперная труппа под руководством антрепренеров Джованни Бельмонти и Джузеппе Чинти. Спектакли показывали в специально возведенной деревянной пристройке. 

Позже один из флигелей занял Знаменский оперный театр князя Петра Урусова и англичанина Майкла Меддокса. Публика полюбила его. Здесь можно было посмотреть итальянские и русские оперы. В 1780 году случилась трагедия — театр сгорел накануне спектакля. В это время уже велось строительство нового здания — Большого Петровского театра на Неглинке, куда вскоре переехала труппа. На этом месте с 1825 года стоит Большой театр, поэтому театр Урусова и Меддокса часто называют его предшественником.

Уцелев в пожаре 1812 года, усадьба вскоре изменила свой облик. В 1816 году ее приобрел полковник Николай Римский-Корсаков. При нем здание перестроили в стиле ампир, дополнив мезонином и восьмиколонным портиком ионического ордера. В 1825 году усадьбу купил тайный советник Сергей Гагарин. У него часто гостили Иван Тургенев, Николай Карамзин и Лев Толстой. Считается, что последний увековечил именно этот дом в романах «Война и мир» и «Анна Каренина».

С 1910 года здание занимали гимназии, после революции — Реввоенсовет. Позднее здесь снова находились школы. Музыкальная школа при институте имени Гнесиных располагается здесь с 1962 года. 

Особняк И.Е. Пономарева: окна с листами и маскаронами

Малый Знаменский переулок, дом 11/11, строение 1 

Угловой двухэтажный дом в стиле эклектики на пересечении Знаменки и Малого Знаменского переулка появился в 1899 году. Архитектор Константин Буров, построивший его для купца Ивана Пономарева, постарался сделать оба его фасада интересными и разными. Сегодня, проходя мимо, невозможно не остановиться, чтобы хорошо их рассмотреть. 

Угол дома срезан и на уровне второго этажа украшен причудливым эркером: вытянутое окно обрамляют пилястры (плоские выступы стены в виде колонн) и венчает фронтон (часть фасада, ограниченная скатами крыши и карнизом). Также над окном красуется лепнина в виде растений и цветов, маскарон и картуш (декоративные элементы в виде маски и свитка). Между первым и вторым этажами здания тянется фриз в виде меандра — известного древнегреческого геометрического орнамента. Окна фасада, выходящего на Знаменку, декорированы по-разному: на первом этаже они украшены лепниной в виде листа, на втором этаже — мужскими и женскими маскаронами. 

Иван Пономарев прожил в доме всего год — в 1900-м он скончался. Спустя четыре года наследники продали особняк Григорию Арафелову. В 1913 году он поручил архитектору Аршаку Измирову перестроить старую усадьбу в Малом Знаменском переулке и присоединить ее к особняку. В треугольном фронтоне можно разглядеть монограмму Арафелова. 

После 1917 года в здании располагались секции Коммунистической академии. Сейчас здесь находится Библиотека по естественным наукам Российской академии наук.  

Доходный дом Шамшина: виноград и хищные птицы

Улица Знаменка, дом 8/13, строение 1

На углу Знаменки и Староваганьковского переулка расположился дом в стиле модерн, который строили сразу два известных архитектора своего времени. В 1909 году супруги Шамшины заказали проект доходного дома Николаю Благовещенскому. Проект заказчикам понравился, но декор показался скучным, и они обратились к Федору Шехтелю. Сохранив объем и планировку Благовещенского, он полностью изменил оформление дома. Сегодня это здание считается одним из лучших его творений. 

Шехтель украсил дом угловым полукруглым эркером в виде башенки. Он начинается с третьего этажа, как будто опираясь на полуколонну, расположенную ниже. Капитель колонны вырезана в виде листьев репейника. Венчает эркер ротонда. С угловым эркером сочетаются полукруглые на обоих фасадах. Первые два этажа дома облицованы штукатуркой, имитирующей камень, остальные — глазурованным кирпичом. Под карнизом тянется фриз с орнаментом в виде листьев. 

Декоративное оформление подъезда дома и козырька над ним сохранилось до наших дней. Вход обрамляет арка, отделанная лепниной в виде виноградных гроздьев. Нижняя часть козырька украшена витражами — на них изображены струящиеся ленты. По бокам от входа висят янтарные фонарики. Ручки двери подъезда украшают головы хищных птиц.

Кстати, здание поражало не только внешним обликом, но и техническими новшествами: оно одним из первых в Москве было оснащено лифтом.

Дом Апраксиных: танки и знамена 

Улица Знаменка, дом 19

История, пожалуй, самого известного здания Знаменки начинается в конце XVII века, когда по заказу генерала Степана Апраксина здесь возвели усадьбу. Автором проекта, предположительно, был известный итальянский архитектор Франческо Кампорези, или Франц Иванович, как его звали в России. Считается, что Кампорези, приехав в Россию в 1782 году, занимался строительством в Москве, однако его работы почти не сохранились. 

Во время войны 1812 года здание занял французский интендантский штаб. В доме квартировали граф Пьер Дарю и его кузен, юный Мари-Анри Бейль, в будущем известный как писатель Стендаль. Этот особняк Бейль упоминает в своих дневниковых записях, называя апраксинским дворцом. Здесь он наблюдал за пожаром, охватившим Москву, а также мучился от внезапно начавшейся сильной зубной боли. 

С 1814 года в здании стала выступать труппа Императорского Московского театра. Здесь ставили комедии Дениса Фонвизина, Ивана Крылова и Жан-Батиста Мольера. Театр пользовался популярностью у москвичей, несмотря на то что летом в тесном зрительном зале было душно. Позднее он переехал в находящийся неподалеку дом Пашкова, а в здании на Знаменке еще долго выступали французские и итальянские труппы, а также крепостные актеры. Постановки посещали Александр Пушкин, Александр Герцен (его воспоминания об этом можно найти в «Былом и думах»), театровед Василий Яковлев и другие известные люди эпохи. 

После смерти Апраксина тут разместили Александринский сиротский институт. Усадьбу переделали в стиле классицизм. На фронтоне появился двуглавый орел, а боковой фасад украсила композиция с фигурой богини Минервы, сделанной Иваном Витали. В середине XIX века институт преобразовали в Александринский кадетский корпус, а позже — в Александровское военное училище. Во время революции 1917 года оно было одним из центров сосредоточения юнкеров, которые оказывали сопротивление большевикам.

После революции здесь разместился Реввоенсовет, затем — Народный комиссариат обороны СССР. В 1944 году здание реконструировали по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Дом достроили до пяти этажей, фасад украсили 12-колонным портиком. Его декорировали изображениями знамен, танков и символа советской власти — герба СССР (серп и молот на шаре Земли обрамляют пшеничные колосья, ниже расположено восходящее солнце, а венчает композицию пятиконечная звезда). Во время Великой Отечественной войны в здании работал маршал Георгий Жуков.